Но я не о том, а о мастер-классах. Открытие личных Америк, почти изобретение велосипеда, много блабла.Вот посетил я две штуки, поковырялся маркерами по бумажке, послушал что-то, подумал. И из МК я вынес в очередной раз не теорию и какие-то нечеловеческие откровения, а просто опыт. И не опыт обращения с маркером (хотя тоже ведь, незнакомый инструмент, надо привыкнуть), а именно опыт занятия. Я уже в принципе не помню, что там было в начальной школе с рисованием, так что сейчас для меня рисование - это сел один в укромном уголочке и делай, что душа пожелает.
Занятие - когда перед тобой ставится задача извне, и не всегда она тебе понятна или нравится, и надо рисовать вотпрямщас, и вокруг еще куча людей, занятых тем же самым. Бывают, конечно, индивидуальные занятия, но мне сейчас массовые по голове. Когда я один, я могу зациклиться на чем-то и быть недовольным собой просто за то, что не могу пока что прыгнуть выше головы (глупо), либо же наоборот, считать, что в данном случае все ок, когда надо бы уже лучше. В этом плане возможность оглядеться и посмотреть, что творится у людей вокруг в процессе работы - очень важный момент. Увидеть, что у всех что-то не получается, увидеть, что у кого получается здорово, просто посмотреть. Впрочем, ладно, я не так уж и смотрел по сторонам, но возможность - это круто.
Ну и фидбэк в процессе. Я вас всех очень люблю и всегда очень радуюсь, когда вы меня одариваете добрым словом. Это очень важный вид фидбэка, который воодушевляет двигаться дальше. Тут же другой вид фидбэка, не личное впечатление от работы, а соответствие поставленной задаче, оценка выбранного решения. Это очень бодрит. Обычно-то я рисую сам, задачи ставлю сам, сам же и сокрушаюсь, если не решил их - даже если со стороны рисунок выглядит более-менее ок. А тут еще и в процессе, да и с подсказками. Причем не так уж и важно, мне или не мне - я все равно стараюсь слушать, понимать, запоминать.
Еще один важный момент - темп. Как было с той же каллиграфией - я рассматривал книжки, даже иногда ковырялся с тушью, но не садился и не проводил одну и ту же черту десятки раз. Я вообще довольно поверхностный человек, так с ходу углубляться не умею, я прыгаю по верхушкам, и только обежав все пару раз могу начать закапываться поглубже. А потом я пришел на те мини-курсы, мне дали в руки кисточку и сказали: тренируй горизонтальную черту, например. И я рисовал, рисовал и рисовал ее до умопомрачения. И проникся же в итоге. Но сам бы на этом вряд ли бы смог остановиться - значит, надо, чтобы привели и оставили на какое-то время на данном этапе. А потом повели дальше.
Собственно, это совершенно очевидный и логичный плюс работы с преподавателем, который я обычно постоянно упускаю из виду, потому что обычно если и учусь чему-то, то сам. Я вообще не умею толком с преподавателями учиться, в том же универе, чтобы получить преподский фидбэк, надо было лично к нему обращаться (да и то таких, чтобы это помогло, было не так много), я же предпочитал тупить и разбираться сам.
Итак, сам бы я никогда не стал рисовать одно и тоже несколько раз подряд. Тут меня, впрочем, тоже все пять раз не просили
Наверное, надо все-таки забить на всех своих тараканов и поискать себе где-нибудь теплое местечко, где бы задавали направление и была бы творческая рабочая атмосфера (господи, что сказал). Ну и начать обсуждать с товарищами-рисующими не только то, как мне нравится то, что они сделали, но и какие-нибудь технические и художественные моменты.
В общем, вот такие они, мои Америки. Какие ни есть - все мои. )