Мои отношения с 3D не очень задокументированы, поэтому я уже начинаю путаться в показаниях.
Вляпался я в это дело где-то в 2014-м, кажется. Какое-то время ковырял Афтер и после того, как в очередной раз в очередном уроке наткнулся на "а теперь уйдем в 3д-редактор и сделаем там такую штуку", понял, что хватит это терпеть. Тем более, интересно же.
Немного предысторииНачал с Блендера, чтобы ничего не ломать и не париться. Блендер сильно мне поломал тогда картину мира и подпортил общение с остальными пакетами. Потому что когда Блендер в очередной раз хитро вывернулся и навернулся, а после просто съел мои любимые инструменты, я решил, что хватит это терпеть и ушел в Синему. И внезапно выяснилось, что там нельзя скульптить (это была R13, кажется, допотопные времена совсем). Я обновился до R14, видимо, и скульптить стало можно. Но товарищи, разве ж это скульпт, это издевательство какое-то - в итоге стало ясно, что без ZBrush'а не обойтись. При этом в блендере был относительно шустрый риалтаймовый рендер - шумный как не знаю кто, зато очень наглядный. Синема, конечно, хороша, но делать штуки вслепую быстро устаешь.
А потом просто было всякое. И абстрактная синьковская графика, и всякие плагины, и немножко моделинга (возлюбленный мой далек и всякое по урокам, которое было скорее к "освоиться", чем сделать что-то конкретное, а до конкретного в итоге так руки и не дошли), и более сложные штуки в зебре, и попытки тыкать палочкой в 3DCoat, и немного RealFlow, и переход на рендер в Кейшоте, и всякие приблуды типа HDR Light Studio, и понаставленные, но почти не юзанные Substance Painter, Quixel Suite и Marmoset, намерение подружиться с Короной или РедШифтом (но поскольку дружить хотелось на готовых проектах, а переделывать все материалы было влом, то не срослось) и даже большой заплыв в Гудини.
А между всем этим были огромные и нечеловеческие перерывы. И ощущение, что вот вроде делал же что-то, познавал и все такое - а как захочется посмотреть, что делал, так и не осталось почти ничего. И не потому что потерялось, а потому что не было. Да и чему там быть, когда трехмерка все-таки дело относительно времязатратное, а времени было затрачено не так уж и много. Особенно с этими перерывами и разбросом по разным направлениям.
И тут вдруг хоп - появляется Октан. И, конечно, мое бедное железо тянет все это со скрипом, но все-таки некоторые штуки я вполне себе настраиваю прямо в риалтаймовом вьювере и это одновременно осознается как "обоже, высшее благо!" и "мммм, а помнишь, у нас такое уже было в Блендере в далеком 2014??" При этом старые проекты мне совершенно неинтересны, да и нет их толком, поэтому можно просто по-быстрому клепать новые и материалы сразу настраивать именно под октан. Что, конечно, сильно повышает мою к нему лояльность.
И заодно всплывает много всякого.Немного про простоту, стыд и навороченность
Не знаю, насколько принят этот термин вне тридэшников, но у них вот очень популярен термин "эвридейки". Не у суровых моделлеров или скульпторов, а вот у тех, кто занимается моушеном, занимается всякой айдентикой и просто клепает графику, в количествах. Собственно, термин, ясное дело, означает, что ты просто каждый день делаешь новую штуку. С нуля и до конца. Всякое, конечно, бывает, но у крутанов они регулярно радуют глаз. И я всегда смотрел и думал, что ух, вот же крутаны, вот же какую штуку намутили, вот какое все сложное и красивое! Причем когда Бипл, который в том далеком 2014 радовал мой глаз куда больше, чем сейчас, если честно, выдавал к некоторым штукам таймлапсы, я восхищался, конечно, что "что, вот так просто и так эффективно?", но как-то не задумывался об этом всерьез.
И вот внезапно в 2018 году я открываю Синему, которую, как уже говорил, не открывал года два, и начинаю делать практически эвридейки. Ну, я не то чтобы прямо слежу, чтобы в день по картинке, но в среднем где-то так и выходит. При этом я осознаю, что я реально очень многое забыл, а многого и не знал вовсе. Поэтому делаю довольно простые вещи - взял простейшую стандартную геометрию, накинул пару модификаторов, клонеров, систему частиц ввел, турбуленсом раскидал, подсветил парой лампочек и hdr'кой и готово. Времени, между прочим, все равно жрет будь здоров.
Но тут мне стало очень стыдно. Типа, ну как же так, примазываюсь к такому великому делу, эвридейки пилить, а с такой ерундой. Причем стыдно не за картинку саму по себе, что можно было бы понять - по цветам не то или по композиции или по деталям - а вот за техническую ненавороченность проекта. Несолидно как-то!
Потом наконец-то стал включаться мозг. Что эвридейки - это как раз быстрые картинки именно на тренировку той же композиции, цвета, света, материалов и прочего, в процессе можно и нужно узнавать всякие фишечки технические по чуть-чуть, но в целом оно не про то. И если свежим (и умудренным, ха) взглядом посмотреть на чужие такие штуки, то очень часто это действительно что-то очень простое. Как сфера со смещенным дисплейсером с ограниченным фолоффом, но аккуратно подобранным светом и материалом. Или просто миллион шариков. Господи, сколько я видел таких картинок, где явно просто сфера закинута в клонер - а дальше по обстоятельствам, то гравитацию включили, то по объекту раскидали, то еще что. И отлично все смотрелось.
А сейчас смотрю на себя и думаю - но у меня же так вообще со всем. С одной стороны, нельзя долго ковыряться и слишком тщательно все выверять, с другой - если не намудрить что-нибудь технически, то зачем и начинать. Когда я из того же стекла делал просто бусины в один цвет - это было просто как внутренняя революция. Потому что в итоге они же мне вроде нравились. Но это же слишком просто, так просто, а как же взять одно, обмотать другим, рассчитывать на такую-то реакцию, тут погреть, тут охладить, тут потыкать инструментом, тут добавить что-то пятое?
Вот вроде умом понимаешь, что простое и лаконичное - это хорошо, а вот перегруз технический - далеко не всегда, но подсознательно все равно ставишь ярлык "слишком просто" и идешь навернуть еще пару слоев чего-нибудь, чтобы все смешалось совсем в кашу.
И с трехмеркой так же - если берешь простейший сетап и аккуратно сочетешь несколько базовых элементов и в итоге получаешь результат, который тебе нравится, это "хорошо", а не "слишком просто" и "стыдно перед теми, кто представляет себе, что такое X-Particles, и может понять, что тут не сделано почти ничего".
И при этом надо помнить, что основной работой тут должно быть не усложнение системы, а как раз простая калибровка - а если скорость увеличить на пять единиц? А если камеру повернуть еще на несколько градусов? А что, если понизить вариативность размера, поднять температуру свечения, укоротить эмиттер?? Я до сих пор не могу учитывать такие штуки как "работу над картинкой". Для меня оно регулярно ложится в корзину "пустая трата времени, потому что я дно", ведь надо же с первого раза выставлять такие параметры, чтобы было хорошо. Ну и если знаешь эти параметры, то повторить такую картинку - вообще дело нескольких минут, что уж тут делать-то?
А однажды я еще и приложу этот подорожник к рисованию и начну все-таки снова рисовать. Не заморачиваясь. И как раз наоборот - заморачиваясь над тем, чтобы улучшать то, что делаешь, а не просто делать, как придется.Ну а пока немного Синемы вам в ленту. С очередным проектом в виде простейшего сетапа тех же самых частиц и божественным риалтаймовым вьювером Октана. Если раньше приходилось делать то, что слева, а про то, что справа, скорее догадываться (ну, периодически жать на кнопку рендера, ждать сколько-то, видеть, что все не то, идти менять, повторять по новой), то теперь тот же свет можно просто крутить в реальном времени. Вообще я понимаю, что такие плагины были уже давно и не только в Октане, но как-то оно у меня все вместе так не собиралось и так не работало. А тут работает и прямо хоть плачь на радостях. Как мало вообще человеку для счастья нужно (: